Управление мастер-данными (Master Data Management)

Управление мастер-данными (Master Data Management)

Корпоративное хранилище данных тесно связано с вопросом управления мастер-данными (Master Data Management, MDM). Мастер-данные - это основные бизнес-данные, которые служат основой для принятия бизнес-решений. Эти данные используются всеми информационными системами процессами компании. В чем суть Управления мастер-данными?

Само по себе Управление мастер-данными может быть сведено к набору процессов и инструментов, обеспечивающих управление и определение основных данных компании. Под основными данными понимаются справочные данные, содержащие ключевую информацию о бизнесе компании. Они не являются транзакционными данными и достаточно редко изменяются. В итоге суть управления мастер-данными заключается в сборе, агрегации, трансформации и объедении основных данных с одновременным обеспечением их качества и согласованности.

Благодаря MDM, все подразделения компании получают доступ к одним и тем же актуальным данным и имеют возможность принимать более эффективные решения.

Что это означает на практике?

Рассмотрим на примере автодилера. После покупки клиентом нового автомобиля данные о нем сохраняются в базе данных автодилера. Затем, спустя несколько дней, этот же клиент получает пакет рекламы, ориентированной на потенциальных покупателей автомобиля. Логично? Конечно же нет. Такая ситуация происходит в результате дезорганизации данных в информационных системах. Данные о клиенте были занесены в базу данных, но не были правильно классифицированы.

Наличие системы MDM особенно важно для компаний, расширяющих свой бизнес путем горизонтальной интеграции. Слияния и поглощения ведут к дублированию информационных систем и, как следствие, к отсутствию единых данных. Каждая из объединяемых компаний имеет свое собственное хранилище данных, мастер-данные которых после слияния дублируют друг друга. Теоретически все дубли данных могут быть удалены, но на практике это сделать достаточно сложно.

Обычно модель данных MDM-системы включает в себя три группы сущностей: участники (поставщики, клиенты), продукты (услуги, товары) и счета.

Даже интеграция двух систем требует запуска сложных процессов согласования. Это в самом простом случае. Как правило, объединение компаний приводит к появлению, по крайней мере, несколько новых систем, иногда больше десятка. Как их интегрировать? Это не просто. Но хорошо подготовленная MDM-система сократит более чем вдвое работу, время и стоимость интеграции.

Системы MDM применяются для согласования данных самых различных информационных систем, и их эффективность зависит от выполнения нескольких действий. Во-первых, эффективность зависит от определения источника(ов) мастер-данных. После сбора данных из источника(ов) проводится их преобразование и нормализация. Затем производится поиск ошибок в данных и их исправление. Наконец, подготовленные данные могут быть объединены и сохранены в базу данных, и в последствии переданы потребителям мастер-данных.

Хотя эффективность решений Управления мастер-данными и удобство работы с ними неоспоримы, MDM-системы не так популярны, как они того заслуживают. В чем причина такой ситуации? Главная причина - это стоимость внедрения и дальнейшей поддержки подобных решений, предлагаемых крупными мировыми поставщиками IT-решений.

В итоге отметим, что низкая отдача от инвестиций в системы MDM не является причиной для отказа от них. Решения по управлению мастер-данными важны для бизнеса любой компании.